Журнал ПЛАС » Новости » Банки и МФО »

Ипотека. Цифра против ставки?

Как считает Ярослав Баджурак, коммерческий директор финансового маркетплейса «Выберу.ру», интеграция с цифровыми витринами обеспечит банкам дополнительный источник трафика.

Ипотека. Цифра против ставки?

Рекордный рост рынка ипотеки ждет замедление, как прогнозируют эксперты. Если льготная программа с субсидированием ставок будет продлена только в отдельных регионах, условия ипотеки вновь окажутся недоступны для большей части населения. В ситуации, когда падают как доходы людей, так и спрос на ипотечные продукты, дополнительным фактором привлечения могут стать онлайн-технологии. Вложения в ИТ, сделанные банками, застройщиками и финтех-компаниями, уже кардинально перестроили онлайн-процессы ипотечной цепочки. И в этих условиях именно интеграция с цифровыми витринами обеспечит банкам дополнительный источник трафика. А сервисы e-commerce – путь к снижению издержек. В сумме это повлияет на размер ставки для заемщика и сохранит спрос. К тому же у потребителей уже сформировалась модель онлайн-потребления товаров, и закономерно, что привычка использовать цифровые инструменты финтеха теперь есть у многих будущих ипотечных заемщиков.

Спрос в цифре

По оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в момент запуска льготной ипотеки на новостройки весной 2020 года около 85% россиян нуждались в улучшении жилищных условий. При этом две трети из них испытывали материальные проблемы. Получается, что для подавляющего большинства ипотечная госпрограмма стала единственной возможностью решить квартирный вопрос. По итогам года было заключено 1,7 млн сделок – на треть больше, чем годом ранее, и 70% из них – по льготной программе.

Введение госпрограммы, по сути антикризисной меры, обеспечило ипотечным жильем только 3% россиян (в среднем на одно домохозяйство страны приходится 2,6 человека). По данным сервиса «Выберу.ру», онлайн-спрос населения на ипотечные продукты каждый месяц 2020 года превышал 4,5 млн и оставался стабильным. Что интересно, благодаря госпрограмме рынок не показал традиционных сезонных спадов, сложившихся годами ранее. Даже на фоне снижения доходов и нестабильности экономики люди, поверив в льготную ипотеку, стремились закрыть базовую потребность – иметь свое жилье.

За первый квартал 2021 года интерес людей к ипотеке был по-прежнему высоким, несмотря на пессимизм профессиональных участников рынка. В сети он практически в 1,5 раза превысил допандемийные показатели. После небольшого спада в декабре количество запросов ежемесячно прибавляло по 10%. А в марте мы увидели новый всплеск 5,2 млн. Крупные банки, формирующие ипотечный рынок, в массе пока еще сохраняют ставки, несмотря на повышение ключевой. Это дополнительно стимулирует спрос населения. Однако наблюдается растущий тренд: некоторые кредиторы добавили к ставке 0,2 – до 0,4 пункта.

Доступность ставки или жилья?

Как отмечают риелторы, рядовой покупатель за жизнь приобретает только 1,1 объекта недвижимости. А решение об ипотеке для заемщика с медианной зарплатой по стране в 34,3 тыс. руб. (Росстат, 2020 год) – это самый серьезный шаг в жизни. Чтобы не совершить ошибку, большинство стремится сравнить условия разных банков и выбрать самый оптимальный вариант по стоимости и условиям. Прежде всего в этом списке человека волнуют его ежемесячные расходы и ипотечная ставка.

По данным сервиса, на 4 апреля 2021 года индекс ипотечных ставок в банках топ-10 находится на уровне 6,399% годовых. В топ-50 – 7,209%, по всем банкам – 7,577% годовых. При этом средний показатель незначительно растет с начала января. В разрезе по регионам ипотека дешевле всего на Чукотке, а дороже – в Чечне.

Прошлогодний рост спроса нельзя объяснять только стартом льготной ипотеки на новостройки под 6,5%. Годом ранее была введена и стабильно развивалась новая схема проектного финансирования строительства. Решением для людей стала семейная и дальневосточная ипотека. В течение двух последних лет ИТ-технологии дали заемщикам различные сервисы подбора и оформления недвижимости, что упростило и ускорило сам процесс выбора объекта и кредитной программы. А пандемия как дополнительный катализатор привела рынки к всеобщей цифровизации. Если до этого е-commerce активно рос в ритейле, то с введением карантинных ограничений потребители финансовых услуг начали воспринимать дистанционные сервисы как основной способ приобретения банковских продуктов и ипотеки.

Больше 90% квартир теперь ищут дистанционно – на тематических порталах по интересующим параметрам, сообщает ЦИАН. В случае, когда денег на покупку найденной квартиры недостаточно, люди знают, что делать, – сравнивают программы ипотеки или параметры кредита на финансовых маркетплейсах. Каждый третий заемщик рассчитывает ежемесячный платеж на калькуляторе, добиваясь того, чтобы ипотека вписалась в структуру его ежемесячных расходов.

Между банком и заемщиком

Маркетплейсы и агрегаторы (специализированные сайты-витрины с базами финансовых услуг) практически сформировали новый сегмент ипотечного рынка. Финтех дает пользователю набор возможностей для анализа и индивидуального подбора банковского продукта. А для тех, кто создает продукт – банков и застройщиков, – цифровые витрины генерируют трафик покупателей. Наш пользователь получает информацию, которая позволяет сравнить не 5–10 продуктов, а 300.

Так, математически точный алгоритм маркетплейса «Выберу.ру» практически моментально сравнит условия более 1000 вариантов ипотечных кредитов разных банков и покажет, какой из них готов выдать средства на покупку жилья. В базе сервиса данные собираются с сотен сайтов всех банков и актуализируются в реальном времени.

У финансовых агрегаторов растет своя постоянная аудитория. Она приходит на сайт как за выбором выгодного варианта ипотеки, так и за программами рефинансирования текущих кредитов. Например, на фоне прошлогодних низких ставок люди активно искали сторонние банки и программы, для того чтобы оптимизировать свои финансовые расходы. Как мы знаем, «свой» банк такой вариант не предложит. За 2020 год спрос на рефинансирование вырос в три раза и стал вторым по популярности. А в целом по рынку доля таких кредитов в портфелях банков достигла 45%.

Не менее популярный сервис финансового маркетплейса – единая заявка на продукт в разные банки. Человек один раз вносит информацию о себе в личном кабинете, а затем эти данные автоматически подгружаются в заявку – например, на ипотеку. При этом пользователь может выбрать, в какие банки он хочет отправлять свой запрос, а в какие – нет.

В ходе обсуждения условий продления льготной программы лидеры рынка выступили еще с одним предложением – инициативой стандартизации ипотеки. Это позволит агрегаторам и маркетплейсам внедрить дополнительный инструмент для будущих заемщиков – прескоринг по унифицированным параметрам. С его помощью потребитель, прежде чем отправлять заявку с риском получить отказ, предварительно рассчитывает на сервисе свои расходы, сравнивает предложения, заполняет необходимые данные и делает выбор осознанно. В результате банки получают на рассмотрение так называемый «прескоринговый лид» с качественной квалификацией лида на платформе агрегатора. Покупка таких лидов сэкономит деньги банкам, а для агрегаторов станет гарантированным источником дохода.

В стране победивших агрегаторов

В мировых исследованиях аудиторию Рунета отмечают как наиболее активную в использовании новых ИТ-инструментов финтеха. Аналитики сервиса сделали свои выводы о доле трафика заемщиков, которые уже идут через цифровые витрины в банки. По нашей оценке, пока только каждый 12-й оформляет продукт и становится клиентом кредитора. Говорить о победе агрегаторов, конечно, хотелось бы, но пока это преждевременно, так как четверть заемщиков по-прежнему приходят из каналов онлайн-маркетинга и из соцсетей. Остальные 60% – это люди, которые обращаются напрямую в офис или на сайт банка.

Да, сейчас банки постоянно «рапортуют» о росте онлайн-выдач ипотечных продуктов, и складывается ощущение, что теперь вся ипотека полностью перешла в цифру. Однако, по данным нашего исследования, соотношение офлайн- и онлайн-сделок в банке – это все еще 80% к 20% в пользу офлайна.

Сегодня, если ипотека загружена в кредитный конвейер, она уже называется электронной. А лидогенерация по-прежнему идет через партнеров, риелторов. Онлайн-путь самого заемщика тоже вовсе не бесшовный, ему приходится несколько раз посещать отделение банка и для идентификации, и для совершения сделки.

Если смотреть в будущее и проводить параллель с e-commerce, офлайн-контакт представителя банка и заемщика исчезнет даже на этапе идентификации благодаря биометрии. Агрегаторы активно интегрируются в другие процессы ипотечной цепочки и сами осваивают новые ниши – инвестирование, страхование, сервисы по поиску недвижимости. Потенциал роста цифровых витрин с ипотекой в перспективе двух лет – минимум вдвое. На рынок выйдут новые маркетплейсы под эгидой ЦБ РФ, а сам финтех станет лицензируемым, благодаря чему люди получат больше надежных решений для своих финансовых задач.

По материалам PLUSworld.ru

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных