.

Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Цифровое будущее. Насколько технологии изменили российский ритейл

Цифровое будущее. Насколько технологии изменили российский ритейл

Технологии 33 дня назад

За последние годы российский рынок розничной торговли пережил настоящую технологическую революцию. Практически любой товар можно купить в два клика, в розничных магазинах появляются виртуальные консультанты, а интеллектуальные системы предсказывают новые желания покупателя еще до того, как он их сформирует. Как трансформировался ритейл за последние годы и что цифровые инструменты дали производителям и потребителям, рассказал Александр Сафонов, генеральный директор Inventive D2C (входит в Inventive Retail Group).

Технологии как способ трансформации продаж

Развитие технологий в первую очередь изменило сами форматы продаж и привычки потребителей. Чуть больше чем за 5 лет онлайн-покупки перестали казаться чем-то неудобным, для редких случаев, и стали буквально новой нормой.

В 2019 году объем российского рынка e-commerce аналитики «Яков и Партнеры» оценивали в 1,7 трлн рублей. А его доля в общем объеме розничной торговли составляла всего 5%. В 2024 году эти цифры выросли до 12,6 трлн рублей и 23%. Динамичный рост продолжается: за 1 полугодие 2025 года, по данным АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли), траты россиян на онлайн-покупки увеличились на 36% год к году и составили 5,3 трлн рублей. 

Людям нравятся экономия времени, широкий ассортимент и удобство покупки в онлайне. Развитие технологий перевело продажи в интернете из формата «открыл электронный каталог, собрал корзину» в увлекательный опыт. Сравнения нескольких продуктов, видеоролики-обзоры, примерка товара благодаря технологии AR (дополненной реальности) через камеру смартфона, live commerce — стримы с продажами.

Развитие e-commerce и цифровых инструментов приводит к тому, что покупатель ожидает возможность купить онлайн практически любой продукт любого бренда. Если не через собственный сайт, то через маркетплейсы: сегодня это главный драйвер e-commerce, который сделал доступными онлайн-продажи даже небольшим производителям.

Сформированная привычка покупателя означает, что все большее количество брендов будет переходить в онлайн. Даже если конечная продажа все равно происходит офлайн, потребитель проходит длинный гибридный путь поиска и выбора продукта. Он может начаться с рекламы в видеоролике, продолжиться на сайте бренда, а потом на отраслевом форуме, и в итоге закончиться в торговой точке.

По словам Николая Полякова, генерального директора Sokolov, 90% покупателей выбирают продукт дома через интернет, а потом забирают в магазине. Венера Ельчина, заместитель генерального директора «Лемана про», говорит о 60% таких покупателей. Поэтому ритейлеры активно внедряют омниканальные стратегии, объединяя офлайн и онлайн. Покупатели могут заказать товар в интернете и забрать его в ближайшем магазине, оформить возврат через мобильное приложение или получить персональные рекомендации на основе анализа данных о покупках. Такие решения повышают лояльность и удобство, что особенно важно в условиях высокой конкуренции.

При этом стоит говорить именно об объединении, а не замещении традиционных продаж в торговых точках — интернет-магазинами. Как отмечают аналитики, темпы роста e-commerce замедляются. Рынок постепенно достигает своего предела развития. Большая часть тех, кто мог стать потенциальным покупателем, ими стала. Другая часть — это старшее поколение или жители небольших населенных пунктов, где есть сложности с инфраструктурой.

Под воздействием технологий и роста популярности онлайн-продаж меняется традиционный ритейл на местах. Он превращается в более цифровой, чтобы соответствовать новым привычкам потребителя и конкурировать с маркетплейсами и интернет-магазинами. Клиент, который получил новые возможности онлайн, хочет их испытывать и в офлайн-пространстве. В частности, ему важны скорость и удобство обслуживания.

Это приводит к тому, что видоизменяются кассовые зоны: внедряются бесконтактные платежи, сканеры и кассы самообслуживания. Причем последние появляются не только в продовольственном ритейле, но и в фэшн-сегменте.

Также для повышения скорости обслуживания в магазинах появляются интерактивные стенды, которые помогают найти нужный товар, заказать его в интернет-магазине — если нет в конкретной точке. 

Технологии как ключ к сердцу покупателя

Распространение технологий в ритейле касается не только развития маркетплейсов и интернет-магазинов, но и появления большего количества каналов коммуникации и продаж. Бренды активно освоили социальные сети и мессенджеры не просто для оперативной обратной связи, а для полноценного взаимодействия с потребителем. 

Аккаунты в соцсетях стали важной частью маркетинговой стратегии. Они помогают выстроить более тесный контакт с аудиторией, позволить потребителю заглянуть за ширму и увидеть, например, процесс производства изделия, познакомиться с сотрудниками компании.

Благодаря этому, во-первых, покупатель видит бренд «живым», более похожим на человека, а не на витрину с товарами. А, во-вторых, покупателю важно говорить с брендом напрямую. Так он чувствует, что может быть услышанным, и это повышает его лояльность к компании.

Продажи через социальные сети тоже происходят, но их доля невелика. Например, анализ онлайн-покупок одежды, проведенный сервисом «Анкетолог», показал, что через соцсети покупают лишь 8% респондентов. Подавляющее большинство (71%) выбирают мобильное приложение. Сайтом пользуются только 42%.

Появление большего количества каналов коммуникации — это новые возможности для прямого контакта с потребителем, что создает несколько важных преимуществ для производителей товаров. В первую очередь бренд может лучше узнавать свою аудиторию. Он получает из первых рук информацию о ее привычках и предпочтениях, может собирать обратную связь, проводить опросы, исследования. Он может улучшать продукт или разрабатывать новые предложения вместе с аудиторией.

В свою очередь это создает более качественную почву для развития D2C-продаж. Успех этой модели в большой степени зависит от умения производителя общаться с потребителем и анализировать информацию об аудитории. Широкий выбор каналов коммуникации и инструментов для них становится одним из драйверов развития бизнеса. Главное — выстроить процесс, учитывая специфику рынка, и обеспечить контроль на всех этапах. 

Крупным западным брендам в этом часто помогают российские партнеры, с которыми они работают по модели D2C. Она больше всего востребована у брендов бытовой техники и электроники — Philips, LG, Huawei, Dyson, fashion-брендов — Mustang, Högl, а также производителей ювелирных изделий — Cartier, Sokolov, Sunlight. D2C модель часто встречается в премиум сегменте — часы, украшения, электроника — где важно выстроить долгосрочные отношения с покупателями.

Технологии как инструмент для аналитики и прогнозирования

Благодаря развитию технологий стала проще не только коммуникация, но и сбор данных и их последующая обработка для анализа аудитории. Активное применение искусственного интеллекта (ИИ) позволило создавать чат-боты в мессенджерах и виртуальных помощников, которые заменяют живого сотрудника и обеспечивают круглосуточную поддержку для клиента. В приложениях и на сайтах брендов ИИ помогает с выбором, дает консультации. И как показывает аналитика «Яндекс Маркет», потребители готовы доверять нейросетям выбор компьютерной техники, товаров для строительства и ремонта, бытовой техники. 

Такие виртуальные помощники собирают информацию о запросах, потребностях, проблемах, интересах клиента. Это позволяет лучше детализировать его портрет и обеспечить более качественную персонализацию в дальнейшей работе. Благодаря полученным данным маркетологи могут создавать более точные таргетированные рекламные кампании с меньшими затратами.

ИИ становится важным помощником в анализе и прогнозировании трендов, поведения потребителей, поиске решений для уменьшения выраженности сезонного снижения продаж и во многих других задачах. В том числе и в рутинных, как управление запасами на складе и новыми закупками. По данным «Яков и Партнеры» на 2024 год, 90% онлайн-магазинов внедрили ИИ-решения. А по оценкам ComNews ИИ-инструменты используют 35,1% торговых компаний, и они видят эффект от современных технологий.

Технологии как основа будущего ритейла

Развитие технологий продолжит активно влиять на развитие розничной торговли в России и в мире. Современные платформы позволяют быстро создать интернет-магазин с интеграцией платежных систем, логистики и CRM, управлять несколькими каналами продаж в одном окне, работать с аналитикой. Это упрощает запуск и развитие D2C-продаж.

Все больше производителей товаров будут пробовать цифровые инструменты, осваивать онлайн-каналы, но не переходить в них, а формировать омниканальную стратегию продаж. А в традиционных магазинах станет появляться больше технологичных решений, который обеспечивают клиенту новый пользовательский опыт. Будущее ритейла — за гибридными моделями.

Спрос на цифровые инструменты будет расти, и тем самым стимулировать их развитие. Именно технологии сегодня позволяют лучше узнавать потребителя, теснее общаться с ним, строить эмоциональную связь, персонализировать подход к нему. Это будет влиять и на изменение форматов продаж: у брендов появляется больше технических возможностей для работы с покупателем напрямую.

При этом в D2C модели продажи тесно связаны с лояльностью потребителя к конкретному бренду. Условно, он хочет купить не просто кроссовки, а именно Nike, потому что они максимально удовлетворяют его потребности в комфорте, поддержке и износостойкости. Или он предпочитает покупать бытовую технику именно у LG или Philips, потому что ему близка их эргономика товаров и качество работы.

Технологии не просто изменили российский ретейл — они открыли новые горизонты для производителей. Возможность напрямую взаимодействовать с потребителями через разнообразные каналы, развивать D2C-продажи и строить лояльность с помощью современных IT-инструментов становится ключевым фактором успеха. В эпоху цифровой трансформации бренды, которые смогут эффективно использовать эти возможности, не только укрепят свои позиции на рынке, но и создадут прочные отношения с аудиторией, обеспечив устойчивый рост в будущем.

 

Фото: предоставлено автором