Новые сервисы и платежная инфраструктура
для малого бизнеса и самозанятых от QIWI
Виктория Кияченко
директор по развитию
массовых сервисов Группы QIWI
По разным оценкам, в России сегодня насчитывается от десяти до тридцати миллионов граждан, которых можно отнести к категории самозанятых. С развитием «шеринговой» экономики (sharing economy) роль и значение, а главное количество самозанятого трудового населения, будут только расти. Одними из главных факторов этого роста будут наличие удобных и простых механизмов взаиморасчетов между самозанятыми и высокии? уровень распространения Р2Р-платежей. Виктория Кияченко, директор по развитию массовых сервисов Группы QIWI, рассказывает в интервью журналу «ПЛАС» о том, какие новые платежные технологии уже созданы для категории самозанятых и как они могут упростить финансовые взаимоотношения между людьми.
ПЛАС: В 2018 году Группа QIWI запустила несколько сервисов, объединенных форматом B2B2C, которые призваны помочь как юридическим, так и физическим лицам решить множество задач, связанных с расчетами, и в целом позволят упростить открытие собственного дела. Какие конкретные задачи вы намерены решать с помощью этих инициатив?

В. Кияченко: Нашей сверхзадачей стало стремление не только способствовать легализации самозанятых в рамках существующего правового поля, но и прежде всего оказать поддержку людям, которые уже зарабатывают собственными ресурсами или готовятся открыть свой бизнес. Мы намерены популяризовать идею открытия своего дела для тех, кто уже понимает, как это работает, на опыте использования платежных
Мы намерены популяризовать идею открытия своего дела на опыте использования платежных сервисов QIWI
сервисов QIWI. Иными словами, мы собираемся помочь этим людям сделать проще любые взаиморасчеты, будь то получение оплаты за свои услуги, продажа товаров на популярных площадках или перечисление налогов. Предположим, таксист, который вот уже два года работает с агрегатором и разбирается в механизмах сотрудничества, вполне мог бы создать свою компанию, приобрести или взять в лизинг автомобили и зарегистрировать ИП. Но для работы ему потребуются сервисы, связанные с расчетно-кассовым обслуживанием. Такую услугу наравне с другими участниками рынка может предложить и наша компания. С середины 2017 года мы развернули более активную деятельность в отношении рынка таксомоторных перевозок и сферы самозанятого населения.
ПЛАС: Как это выглядит на практике, и какие маркетплейсы на сегодняшний день уже стали вашими партнерами?

В. Кияченко: В нашей стране сложился огромный рынок e-commerce, где, с одной стороны, действует продавец товаров или услуг, с другой, соответственно, покупатель. Есть площадки, на которых можно совершить куплю-продажу или получить интеллектуальную услугу, скажем, пройти онлайн-обучение, перевести текст или произвести видео- и аудиопродукцию, это такие маркетплейсы, как, например, Avito.ru или Freelance.ru, которые уже внедрили сервис «безопасной сделки» от QIWI. Технологии, которые мы предложили рынку, устраняют некий кризис доверия участников договорных взаимоотношений, когда речь заходит о необходимости совершения платежей. Этим, собственно, и объясняется успех нашего сервиса «безопасная сделка». Помимо уже названных крупных игроков, которые используют нашу технологию, на подходе еще ряд других компаний.
 
Что отличает наш сервис? Его безусловная «изюминка» в том, что мы холдируем средства практически на 360 дней, что выгодно отличает технологию от других сервисов, где этот период не превышает 7 дней. При этом выплаты могут зачисляться как на карты, так и на электронные кошельки. Безопасность платежа для пользователя в том, что пока один из участников договорных отношений не подтвердит выполнение второй стороной всех условий договора, средства на счет последнего не поступят.
Технологии, которые мы предложили рынку, устраняют некий кризис доверия участников договорных взаимоотношений
ПЛАС: Рынок интеллектуальных услуг достаточно обширный, и взаиморасчеты могут происходить за пределами маркетплейсов. Как быть участникам таких отношений?

В. Кияченко: Действительно, рынок интеллектуальных услуг стоит условно разделить на две части. К первой можно отнести людей, которые получают заказы и рассчитываются как через российские онлайн-площадки – маркетплейсы Avito.ru, Freelance.ru, Dostavista, так и через международные, где активно работают российские фрилансеры и где могут быть использованы платежные сервисы, связанные с расчетами. Вторая часть рынка включает сферу, где человек получает заказ не только через онлайн-площадку, но и через социальные сети – свой аккаунт в Instagram или во ВКонтакте. Мы собираемся тестировать продукты, связанные с B2C-форматом, куда предполагаем вовлекать физических лиц – как поставщиков услуг, так и получателей этих услуг. Им также будут предоставлены гарантии безопасности расчета. Речь идет о некоей безопасной сделке на базе нашего QIWI Кошелька, но только уже за пределами маркетплейса.
ПЛАС: Предусмотрена какая-то комиссия за предоставление такой услуги и с чьей стороны?

В. Кияченко: Размер комиссии, которая выплачивается нашей компании со стороны агрегатора, зависит от объемов совершаемых сделок. Критерии оценки комиссионного сбора для каждой площадки разные, поскольку на одних площадках происходит продажа товаров, на других – услуг. Еще раз подчеркну, что с помощью своих технологий наша компания устраняет дефицит доверия, которое существует между клиентами и помогает безопасно проводить сделки.
ПЛАС: Кроме вопросов, связанных с безопасностью платежа, какие еще задачи решает ваша технология?

В. Кияченко: Помимо гарантии безопасности сделки в наши задачи входит помочь обеспечить сам транзакционный процесс. Дело в том, что на сегодняшний день законодательство усложняет процесс расчетов в случае, если маркетплейс является посредником между физическими лицами. Инфраструктуру расчетов в этом случае должна предоставить финансовая организация, в этой роли выступает КИВИ Банк. Цепочка выглядит следующим образом: списание с карты, удержание списанных средств на счете в течение какого-то времени, далее выплата на карту или на кошелек в случае подтверждения сделки, процесс арбитража в случае претензий сторон или возврат средств покупателю. Также мы предоставляем различные дополнительные сервисы для клиентов, которые используют эту услугу.
ПЛАС: Помимо маркетплейсов существуют и другие сегменты рынка, распространяются ли ваши сервисы на них?

В. Кияченко: Да, в частности, наша компания обладает необходимой инфраструктурой для тех, кто предоставляет транспортные услуги: это такси, а также водители, занимающиеся индивидуальными перевозками пассажиров.
В настоящее время рынок услуг такси условно можно разделить на две части. К первой относятся агрегаторы: Яндекс.Такси, Uber или Gett, которые принимают заказы и выступают посредниками между физическими лицами, заказывающими поездку, и самим таксистом. Нередко в звеньях такой цепочки возникает масса проблем, связанных со своевременностью выплат или возвратом средств. Пассажир расплачивается за полученную услугу картой, и платеж осуществляется в отношении агрегатора, который, в свою очередь, рассчитывается с таксопарком. И только последний оплачивает уже работу водителя. Сложности при таких взаиморасчетах можно избежать, если все элементы цепочки будет обеспечивать один банк. Собственно, в этом и заключается наше предложение.
 
Мы предоставляем продукт, который охватывает все этапы: от списания средств с карты физического лица-пассажира до зачисления заработной платы на карту таксиста. В случае, когда происходит списание с карты – это обычный интернет-эквайринг; пассажир привязывает карту к банковскому счету, с нее списывается сумма по факту поездки.
Мы предоставляем продукт, который охватывает все этапы: от списания средств с карты пассажира до зачисления заработной платы на карту таксиста
Наш сервис также включает в себя расчетно-кассовое обслуживание, которое предоставляется таксопарку. В данном случае РКО открывается в филиале КИВИ Банка – Банке «Точка». При этом наша мультибанковская платформа предусматривает, что в работе с таксопарками задействован непосредственно КИВИ Банк, предоставляющий услуги эквайринга. Кроме того, сервис также включает распространение карт для водителей, на которые зачисляются заработанные средства. Таким образом, внутри банка у нас выстроена вся транзакционная цепочка: от списания средств с карты пассажира до момента, когда водитель получает причитающуюся ему оплату за поездку. Поскольку карты можно привязать к кошельку, наши разработчики смогли реализовать в рамках продукта моментальную выплату. Сейчас таксистам не нужно ждать зарплату раз в неделю или раз в месяц. Благодаря данной услуге они получают деньги буквально сразу же по завершении поездки. Это очень важная отличительная особенность нашего сервиса.
ПЛАС: Вы отметили, что роль Банка «Точка» заключается в открытии расчетных счетов для таксопарков. Насколько это просто осуществить?

В. Кияченко: Банк «Точка» на рынке финансовых услуг является одним из лидеров в сегменте МСБ. Он имеет опыт работы с большим количеством мелких предпринимателей и предоставляет высококонкурентные условия. В частности, Банк «Точка» открывает расчетные счета для таксопарков в очень сжатые сроки. Основной бизнес «Точки» – это расчетные счета для малого и среднего бизнеса. Основной бизнес КИВИ Банка – платежный транзакционный бизнес.

Можно также отметить наличие дополнительного удобного инструмента, каким является QIWI Кошелек, в качестве нашего B2C-решения. Также Банк «Точка» помогает предпринимателям зарегистрировать бизнес и контролировать работу с налогами: сервис сам рассчитывает размер налогов к уплате, сам сформирует отчетность, которую останется подписать и отправить в интернет-банке. Еще есть услуга «Копилка»: с каждой доходной операции откладывается небольшой процент, а потом из этой суммы сервис самостоятельно платит налоги и страховые взносы за ИП. Платежи уходят автоматически и отображаются в выписке по счету. Для клиента, далекого от бухгалтерии, наличие такого сервиса становится решающим при выборе банка.
ПЛАС: Как на практике выглядит процесс привлечения клиентов к экосистеме цифрового банкинга?

В. Кияченко: Это многоуровневая и многокомпонентная тактика, ключевые моменты которой включают в себя увеличение масштаба охвата аудитории, скорость предоставления сервисов и подключение к ним все большего числа партнеров. Также этот процесс предусматривает оптимизацию юридической схемы, апгрейд технологии, проверку добросовестности контрагентов и инициативы о дополнительной продаже – кросс-сейле в рамках продуктовой линейки. Например, в случае, если организация, в
данном случае транспортная компания, открывает расчетный счет в «Точке», ей затем может быть предложена услуга, связанная с выплатами зарплаты таксистам. Возможна и обратная последовательность. Вам нужна поддержка для организации выплат по договорам, и параллельно вы получаете предложение об открытии расчетного счета в «Точке». Если речь идет о физическом лице, дополнительным сервисом для него может стать получение такого продукта, как карта рассрочки «Совесть» или дебетовых карточных продуктов КИВИ Банка, которые пока находятся в разработке. В рамках этих инициатив мы оптимизируем процесс и готовимся к предоставлению массового сервиса и клиентскому обслуживанию организаций. Причем собираемся делать это в удаленном режиме.
ПЛАС: В качестве одной из ближайших перспектив развития вашей компании называется усиление позиций и формирование на торговых площадках целого комплекса услуг. О чем идет речь?

В. Кияченко: Свои позиции мы планируем усиливать в первую очередь за счет расширения использования сервисов, которые уже имеются в нашем портфеле. В частности, если мы говорим о рынке такси и водителях, то здесь мы планируем делать специальные карты для водителей, которые бы учитывали их ежедневные потребности, подключать таксопарки к приему средств через сеть терминалов, привлекать технологических партнеров.
 
Также мы планируем продолжать тестирование различных партнерств, в частности, мы инвестировали в стартап – маркетплейс аренды такси Guru.Taxi. Чем больше компонентов нашего бизнеса в этом сегменте работает, тем сильнее наша позиция. Сюда можно отнести РКО, банковский транзакционный сервис, терминалы, карты и кошельки.
ПЛАС: В заключение нашей беседы последний вопрос – вы привлекаете технологических партнеров для предоставления дополнительных услуг?

Скоро у нас появится очень простой API, который не нужно будет интегрировать для осуществления выплат
В. Кияченко: Да, такое партнерство помогает встраивать в этот сегмент дополнительные услуги, не связанные с платежными сервисами. Например, расчет зарплаты таксистам, где учитываются как время, так и внутренние процессы таксопарка. Также стоит отметить, что в скором времени у нас появится очень простой API, его даже не нужно будет интегрировать для того, чтобы осуществлять выплату. Контрагенту, в том числе и таксопарку, достаточно будет воспользоваться личным кабинетом, например, для того, чтобы выплатить зарплату работникам. Мы движемся к максимальному упрощению работы с нашими сервисами и в целом платежной инфраструктурой!
Виктория Кияченко
QIWI
+7 495 783 5959 доб. 6402
v.kiyachenko@qiwi.com
Задать вопрос компании
1228