Европеум: ресайклеры OKI
восьмого поколения
уже поставляются в Россию!
Татьяна Давидис
коммерческий директор ГК «ЕВРОПЕУМ»
Станислав Вавак
главный управляющий директор ГК «ЕВРОПЕУМ»
Среди множества ярких моментов прошлогодний октябрьский ПЛАС-Форум запомнился многим представителям банков зрелищной презентацией в России восьмого поколения рециркуляционных банкоматов OKI, проведенной группой компаний
«Европеум» – дистрибьютором этой японской корпорации. В преддверии десятого юбилейного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2018» журнал «ПЛАС» в беседе со Станиславом Ваваком, главным управляющим директором, и Татьяной Давидис, коммерческим директором ГК «Европеум», обсуждает особенности новой линейки ресайклеров.

ПЛАС: Ресайклинг уже достаточно широко применяется в российской банковской сфере. Если вернуться на несколько лет назад – с чем был сопряжен процесс внедрения этой технологии? Какие преимущества сегодня она обеспечивает банкам и ритейлерам?

Т. Давидис: Появление технологии cash-ресайклинга в России напрямую связано с деятельностью группы компаний «Европеум». В 2011 году мы начали продвигать на отечественный рынок инновационное для него решение нашего партнера – японской компании OKI. Именно OKI впервые предложила мировому банковскому сообществу технологию cash-ресайклинга еще в 1982 году и создала первый банкомат-ресайклер. За прошедшие десятилетия модельный ряд устройств самообслуживания, поддерживающих технологию cash-ресайклинга, значительно эволюционировал.

Так, в Россию в свое время мы привезли седьмое поколение банкоматов-ресайклеров OKI и сейчас уже начинаем работать с восьмым поколением.

Вначале нам потребовалось очень много усилий, чтобы донести до участников рынка, что представляет собой и чем хорош ресайклинг, какие конкретные выгоды получат банки при его использовании. Это была абсолютно новая, зачастую не совсем понятная участникам нашего рынка тема. Ведь реалии в то время были иными, многие банковские технологические процессы попросту не были приспособлены к таким инновациям. Сегодня доказывать преимущество ресайклинга уже никому не приходится.
Устройства OKI отличает высокая отказоустойчивость и низкие затраты на обслуживание
С. Вавак: Клиенты в лице банков становятся все более ориентированными на качество закупаемых решений и обеспечиваемые ими новые бизнес-возможности. Все прекрасно понимают, что ресайклинг позволяет экономить значительные средства. Поэтому самого вопроса – стоит ли заменять обычные банкоматы на ресайклеры – уже ни у кого не возникает. Наибольший интерес банки проявляют к тому, какие дополнительные затраты влечет за собой использование таких устройств после их внедрения и к сроку их окупаемости.
Стоит отметить, что компания OKI не просто предложила технологию ресайклинга, а реализовала ее таким образом, что все внутренние механические и технологические цепочки абсолютно просты. Благодаря этому устройства OKI отличает высокая отказоустойчивость и низкие затраты на обслуживание – т. е. минимальная общая стоимость владения. А это как раз то, куда сегодня движется рынок.
ПЛАС: Не секрет, что при использовании современных банкоматов соотношение потоков cash-in/cash-out сегодня в пользу выдачи наличных. Как ресайклинг может помочь минимизировать данный дисбаланс?
С. Вавак: Сегодня никто не задумывается над тем, какое устройство ему выбрать – многофункциональный банкомат cash in/cash out или ресайклер, поскольку заметной ценовой разницы, наблюдавшейся еще пять лет назад, между этими типами решений уже нет. На сегодняшний день практически все банки перешли на ресайклинг. А крупнейшие из них, такие как Альфа-Банк, ВТБ и Сбербанк, которые первыми начали этот переход, в настоящее время уже вывели на устройство самообслуживания много дополнительных сервисов, которые клиент воспринимает как данность.

Технология ресайклинга позволяет регулировать дисбаланс между потоками выдаваемых и принимаемых устройством наличных. Так, если еще несколько лет назад все старались вывести в устройство самообслуживания платежи, то сейчас многие банки смотрят на ресайклинговый банкомат как на канал продаж и обслуживания среднего и малого бизнеса. Примером здесь может послужить самоинкассация, в рамках которой небольшие торгово-сервисные предприятия сдают свою дневную выручку непосредственно в ресайклер. Объем наличных денежных средств, размещаемых в рамках этой услуги в устройство, значительно превышает суммы наличных, поступающие в ходе оплаты коммунальных платежей или погашения кредитов. Другой пример – турагентства сегодня охотно предлагают клиентам при оформлении тура оплачивать его путем внесения наличных в банкомат-ресайклер. Именно таким образом сокращается разрыв между объемами снимаемых и поступающих в ресайклер наличных, и практически достигается оптимальный баланс.

Сегодня банки, анализируя месторасположение своих банкоматов, клиентские потоки и, соответственно, объемы приема денежных средств, добавляют в устройства дополнительные сервисы для того, чтобы соблюдать равновесие практически на каждом ресайклере. При такой модели банк скорее начинает реально зарабатывать на использовании данной технологии, существенно экономя на фондировании, а также благодаря минимизации частоты инкассаций устройства.
Когда мы привезли банкоматы- ресайклеры в Россию, ГК «Европеум» начала адаптировать японские технологии к реалиям рынка и тем конкретным ожиданиям, которые, как мы хорошо знаем, есть у наших клиентов
ПЛАС: Группа компаний «Европеум» является сегодня единственным уполномоченным партнером OKI в России и СНГ. Какие преимущества дает вам этот статус? Чем в целом был обусловлен выбор данного производителя для сотрудничества?

Т. Давидис: Данный статус обязывает наши компании работать в самом тесном партнерстве. Ведь просто привезти банкомат в Россию, тем более такой сложный, как ресайклер, и обслуживать его – работа, требующая от нас большой компетентности.

Отмечу, что свой многолетний опыт совместной работы с компанией OKI мы оцениваем как исключительно положительный. OKI – один из крупнейших международных концернов, который работает на самых различных рынках мира – в Азии, Европе, Северной и Южной Америке. Логика работы этого вендора строится на том, чтобы предложить универсальное, лаконичное, крайне надежное устройство.
Компания Европеум является интегратором как софтверных решений, так и допоборудования
Как известно, любой локальный рынок диктует свои условия. Например, банкоматы в Азии или в США будут достаточно непривычны для пользователя-европейца. На российском рынке ГК «Европеум» работает с 1992 года, и за это время мы накопили гигантский опыт работы с отечественными банками, знаем практически все их потребности, в том числе, в плане обработки наличности, их требования к устройствам самообслуживания, к сетям банкоматов и т. п. Поэтому, когда мы привезли банкоматы-ресайклеры в Россию, ГК «Европеум» начала адаптировать японские технологии к реалиям рынка и тем конкретным ожиданиям, которые, как мы хорошо знаем, есть у наших клиентов.

Сегодня можно говорить о том, что определенная часть поставляемого дополнительного оборудования, функционала и софтверных решений – сфера ответственности ГК «Европеум», так как мы принимали самое непосредственное участие в адаптации и разработке ПО для банкоматов OKI. Необходимо отметить, что по ряду причин мы не предоставляем нативное японское ПО на российский рынок, а используем мультивендорное ПО и дополнительное оборудование.
Таким образом, организация сервисной поддержки на всей территории России полностью находится в зоне ответственности ГК «Европеум».
Помимо интеграции мы готовы обеспечивать кастомизацию устройства под любой банк, как визуально – например, брендирование или совершенно уникальный внешний вид, так и путем оснащения устройства софтверными решениями и дополнительным оборудованием
С. Вавак: Действительно, наша компания является интегратором как софтверных решений, так и допоборудования. За последний год мы перешли на новый уровень кастомизации. Как уже отмечалось, у любого рынка есть своя специфика. Например, в Европе и отчасти в России сегодня наблюдается тенденция к постепенному снижению доли наличных в денежном обороте, в Азии же, в том числе в странах с развитой банковской культурой и соответственно, банковской инфраструктурой, ситуация обстоит с точностью до наоборот. Или другой пример – поскольку клиенты пользуются дополнительными сервисами исключительно в своем мобильном или интернет-банкинге, а банкоматы применяются ими лишь для пополнения и снятия со счета или с карты, никто в Европе не задумывался о том, чтобы предоставлять такие допсервисы непосредственно на банкомате.

Специфика России и ряда стран СНГ несколько другая. Банки понимают, что есть сервисы, к которым клиент давно привык, например, услуги, предоставляемые информационно-транзакционными киосками. Благодаря тому, что появилась технология ресайклинга, клиент может легко переключаться с одного канала на другой. Если в мобильном банке он мог пополнить телефон, например, на 1 тыс. рублей, то в банкомате ему становятся доступными многие другие банковские сервисы. Поэтому наша компания стремится идти навстречу банкам – мы готовы кастомизировать каждый банкомат под конкретные потребности заказчика как с точки зрения софта, так и с точки зрения допоборудования. Помимо интеграции мы готовы обеспечивать кастомизацию устройства под любой банк, как визуально – например, брендирование или совершенно уникальный внешний вид, так и путем оснащения устройства софтверными решениями и дополнительным оборудованием.
ПЛАС: За последнее время на рынок вышли новые поколения банкоматов-ресайклеров OKI. Насколько последние модели по своим функциональным характеристикам отличаются друг от друга, как вы оцениваете их реальную востребованность российским рынком?

Т. Давидис: Концерн OKI выпустил модель ресайклера восьмого поколения. В этом банкомате нашли отражение все технологические разработки и достижения последнего времени. Благодаря этому он превосходит имеющиеся на рынке аналоги, в том числе предыдущее седьмое поколение устройств OKI, по целому ряду характеристик.

Начнем с того, что это самый быстрый на сегодняшний день банкомат. Скорость пересчета банкнот – 12 штук в секунду. С такой скоростью могут сравниться только профессиональные счетные машины, установленные в Банке России и кассах пересчета банков. Далее – это самый легкий (вес устройства составляет около 400 кг) и один из самых малогабаритных банкоматов. При этом он очень емкий – до 18 тыс. банкнот.
Концерн OKI выпустил модель ресайклера восьмого поколения. В этом банкомате нашли отражение все технологические разработки и достижения последнего времени
Принцип работы банкомата во многом схож с тем, что был использован в предыдущих поколениях. Основной акцент японских разработчиков был сделан на лаконичность и надежность, сведение к минимуму поломок и случаев замятия банкнот в тракте. То есть инженерная мысль работала именно на то, чтобы создать легкую, простую, быстродействующую и надежную машину, работающую как можно дольше без какого-либо внимания к ней со стороны технической службы банка.

Конек компании OKI – это комфорт использования устройств. Поэтому новый банкомат исключительно эргономичен. Основной упор сделан на бесконтактные транзакции, включая использование мобильного телефона в качестве средства идентификации клиента. На фронтальную панель вынесен блок идентификации с помощью NFC-ридера, в то время как клавиатура перенесена немного вглубь устройства. То есть даже дизайн указывает на то, что клиенты будут идентифицироваться самыми современными способами, в том числе с использованием биометрической технологии. Стоит отметить и другую тенденцию, более характерную для российского, а не для азиатских рынков, – желание банков использовать банкоматы с увеличенными мониторами.

Восьмое поколение банкоматов OKI, поставляемых в Россию, будет оснащено большими 17-дюймовыми мониторами. Такие банкоматы появятся в нашей линейке уже во втором квартале 2019 года.

С. Вавак: ГК «Европеум», тщательно изучив потребности российского рынка, передала результаты исследований своему международному партнеру, который в свою очередь учел все пожелания при разработке банкомата нового поколения. Как известно, Россия сегодня – номер один в мире в использовании бесконтактных платежей. Поэтому критически важно было создать такой банкомат, который распознавал бы клиента с помощью телефона или биометрии лица, и после успешной идентификации пользователь получал бы возможность осуществлять полный спектр операций, включая заранее подготовленные. Например, можно заранее подготовить проведение транзакции снятия наличных, и в банкомате посредством NFC или QR-код ридера получить наличные. Практически все платежные квитанции сегодня уже выпускаются с QR-кодом. Отсутствие клавиатуры на переднем плане и наличие на фронтальной панели пространства, которое позволяет использовать фактически любые носимые коммуникационные устройства как средства идентификации, в том числе биометрию, а также сами габариты банкомата говорят о том, что решение на все 100% ориентировано на удобное, простое и эффективное самообслуживание.
Россия сегодня – номер один в мире в использовании бесконтактных платежей. Поэтому критически важно было создать такой банкомат, который распознавал бы клиента с помощью телефона или биометрии лица
ПЛАС: ГК «Европеум» предлагает оборудование не только для банковского сектора, но и для ритейла. Какие технологии вы продвигаете в этом сегменте?

Т. Давидис: Самоинкассация – очень перспективная область использования ресайклеров. Решения от OKI могут очень сильно упростить жизнь и небольшим магазинам, и супермаркетам. Сегодня на рынке для мелкого и среднего ритейла предлагается не так много решений по обработке наличной выручки. При этом традиционные депозитные машины фактически обеспечивают лишь «складывание денег в ящик», деньги в устройстве не работают! В то же время наше ресайклинговое решение позволяет собирать наличную выручку из касс ТСП, включая кассы самообслуживания, и затем инкассировать ее непосредственно в банкомат-ресайклер. Емкость банкомата, скорость обработки и объем денежных потоков на прием позволяют делать это максимально комфортно.
Ресайклинговое решение позволяет собирать наличную выручку из касс ТСП, включая кассы самообслуживания, и затем инкассировать ее непосредственно в банкомат-ресайклер
На первый взгляд, аналогичный сервис могут обеспечивать и депозитные машины, которые также подключены к процессингу банка и дают возможность моментального зачисления размещенных наличных денег на счет ТСП в банке. Но для самого банка это будут замороженные деньги, поскольку принятые суммы наличных не работают, пока лежат в сейфе депозитной машины. И, естественно, принимая решение обслуживать такого клиента, банк учитывает, что его выручка будет некоторое время недоступна для использования кредитной организацией, что отражается и в его тарифной политике. В случае с банкоматом-ресайклером ситуация совершенно иная. Деньги сразу же начинают работать на банк, потому что другой клиент снимает в этом же устройстве, например, свою зарплату. Такая ситуация гораздо более выгодна и для банка, и для ритейлера: деньги работают, и обслуживаемому ТСП можно предложить более выгодные тарифы.

С. Вавак: Хочется также добавить, что в случае с банкоматом это локальная инкассация, когда деньги мгновенно зачисляются на счет юридического лица. Например, если ритейлер вечером инкассирует выручку с помощью банкомата, он может сразу же работать с этими деньгами в электронных каналах, осуществляя какие-либо транзакции. Если же выручка сдается по старинке, то деньги поступают на счет только через день или два. А это означает, что даже небольшому магазину необходимо держать определенный объем денег на фондирование.
ПЛАС: Технологии не стоят на месте, постоянно происходит обновление и замена не только оборудования, но и программного обеспечения. Каким образом ваша компания обеспечивает апгрейд ПО поставляемого оборудования?

Т. Давидис: Нами проводится регулярный апгрейд ПО. В первую очередь это касается средств защиты. Например, компания OKI максимально быстро реагирует на сообщения о появлении каждого нового вида поддельных банкнот. В течение одной-двух недель выпускается релиз, который позволяет закрыть «дыры» в защите. Кроме того, компания OKI отслеживает и четко реагирует на изменения дизайна и номинального ряда банкнот. Как известно, в конце прошлого года Банк России ввел в обращение новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей. Совместно с регулятором нами были отработаны все необходимые шаги, созданы новые темплейты, а банкоматы OKI седьмой и восьмой серии прошли тесты в сервисном центре Банка России. В результате наша компания получила положительное заключение от регулятора.

Если говорить об апгрейде банкоматного софта, то в этом направлении мы работаем и с вендором, и с поставщиками софтверных решений, и с банками. Такая совместная работа всегда требует очень хорошей координации со всех сторон – вендора, поставщика ПО, банка, поставщика хостовых решений и нас как интегратора этих решений. Мы всегда стараемся находить оптимальные пути решения и полностью закрывать как текущие, так и будущие потребности наших клиентов.

С. Вавак: Как я уже говорил, мы перешли от предложения клиентам услуг интегратора к предложению услуг комплексной кастомизации. Мы готовы обеспечивать консалтинг, выявлять реальные потребности клиента и научились гибко к ним приспосабливаться. Иными словами, мы готовы привезти устройство в базовой комплектации и очень быстро и гибко кастомизировать его как с точки зрения ПО, так и установки аппаратного допоборудования с учетом потребностей клиента. Это немаловажно, потому что стандарты, например, по биометрии, внедряемые сейчас в России, во всем мире пока не имеют аналогов. На данный момент ни в одной стране, кроме России, нет Единой централизованной биометрической системы. Поэтому здесь очень важно быть гибким к таким масштабным изменениям. Мы научились этому и знаем, как оптимально поставлять устройство под ключ в зависимости от потребностей каждого нашего клиента.
Прошлогодний октябрьский ПЛАС-Форум запомнился многим представителям банков зрелищной презентацией в России восьмого поколения рециркуляционных банкоматов OKI
ПЛАС: Какое место в бизнесе компании занимают задачи технического сопровождения оборудования, его настройки и иные сервисные услуги?
Мы работаем с крупнейшими банками, чьи банкоматные сети отличаются широчайшей географией
Т. Давидис: В Группу компаний «Европеум» входит компания «Европеум Инновейшн», которая выполняет функции нашего сервис-партнера фактически по всей стране. Мы работаем с крупнейшими банками – Альфа-Банком, Газпромбанком, БИНБАНКом, чьи банкоматные сети отличаются широчайшей географией. Наши банкоматы стоят по всей стране – от Сахалина до Калининграда, в больших и малых городах. При этом заказчики не имеют никаких затруднений с сервисным обслуживанием, даже в самых отдаленных районах.

Компания OKI практикует сервисное обслуживание по подписке. За определенную плату мы гарантируем клиенту полное обслуживание поставленного оборудования после окончания гарантийного срока. При абонентской плате за сервис наш клиент полностью обеспечен запасными частями; независимо от того, какой узел вышел из строя, любая деталь будет доставлена ему на договорных условиях оперативно, с полным соблюдением SLA.
ПЛАС: Когда банкоматы восьмого поколения появятся на российском рынке?

Т. Давидис: Год назад на ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2017» ГК «Европеум» впервые представил два банкомата OKI восьмого поколения, единственные на тот момент в России. На сегодняшний день с конвейера в Японии сходят уже сотни таких банкоматов. И первые банкоматы уже поставляются нашим российским клиентам. Мы продолжаем принимать заявки от банков. Сроки поставки оборудования после согласования условий составляют примерно 2–3 месяца. Примерно такое же время у банка уходит на подготовку к приему нового оборудования и подготовку к нему всех технологических процессов.
ПЛАС: Насколько цена нового банкомата релевантна текущим бюджетам российских банков?

Т. Давидис: Понимая реалии, присущие сегодня многим банковским рынкам, в том числе и российскому, компания OKI изначально ставила перед собой задачу создания не только максимально надежного, быстрого, вместительного и функционального, но и сравнительно доступного по своим ценовым характеристикам устройства. Сегодня мало кто из банков готов вкладывать в развитие значительные средства без возможности быстрого возврата инвестиций. Не называя конкретных цен, мы можем сказать, что это новейшее и технологически совершенное устройство приятно удивит участников рынка не только своими возможностями, но и стоимостью.
EUROPEUM
+7 (495) 937 46 47
info@europeum.ru
Задать вопрос компании