Поставщики онлайн-касс –
новые участники эквайрингового рынка?
Денис Кучаев
генеральный директор компании
«АТМ АЛЬЯНС»
Как онлайн-фискализация и стремительно растущий парк онлайн-касс влияют на российский рынок Big Data и эквайринговый бизнес банков? Об этом журнал «ПЛАС» беседует с Денисом Кучаевым, генеральным директором компании «АТМ АЛЬЯНС».
ПЛАС: В начале нашей беседы – несколько слов о вашей компании, основных вехах ее развития и текущих направлениях деятельности. С какими показателями «АТМ АЛЬЯНС» пришла ко второму полугодию 2018 года?

Д. Кучаев: Компания «АТМ АЛЬЯНС» работает на рынке уже 10 лет. За это время мы зарекомендовали себя как надежный сервис-партнер многих крупных российских банков. Являемся федеральным дистрибьютором банковского и кассового оборудования, а также онлайн-касс ведущих производителей. Сейчас у нас на обслуживании более 350 тыс. объектов по всей стране.

Одним из главных достоинств компании является богатый опыт решения сложных задач, сложных как в техническом плане, так и в территориальном – географическом. Наши основные направления деятельности:
  • продажа и техническое обслуживание POS-терминалов;
  • сервисное обслуживание банкоматов;
  • ответственное хранение;
  • транспортно-логистические услуги;
  • утилизация оргтехники;
  • поставка кассового и банковского оборудования.
ПЛАС: Какие факторы, на ваш взгляд, определяют современный спрос ритейлеров на онлайн-кассы? Что сделано и что предстоит, в том числе в ожидании «третьей волны» 54-ФЗ?

Д. Кучаев: На текущий момент в индустрии кассовой техники, а точнее, в период после принятия новых положений ФЗ-54, сделано очень много. По итогам 2017 года установлено и работает около 1,52 млн касс в России, на 1 июля 2018 года добавилось еще порядка 400 тыс. онлайн-касс.
Компания «АТМ АЛЬЯНС» является федеральным дистрибьютором банковского и кассового оборудования, а также онлайн-касс ведущих производителей
Сформирована мощная законодательная база, приняты и утверждены понятные правила «игры» в этом сегменте. Поставщики онлайн-касс на текущий момент представляют массу продуктов для любого уровня бизнеса, по разным ценовым категориям в зависимости от задач, поставленных клиентом.

На сегодняшний день есть кассовые решения, которые выполняют функции «чекопечатающей машинки», но также есть и кассы, которые способны решать более сложные задачи – от интеграции с POS-терминальным оборудованием (прием оплаты по банковским картам) и до ведения складского учета, автоматизации бизнеса (учет остатков, автоматизация формирования заявки у поставщика и т. д.) и аналитики (покупательского спроса и т. п.).

Утверждены и занесены в государственный реестр производители фискальных накопителей (ФН) и операторы фискальных данных (ОФД). На текущий момент в числе официальных производителей ФН – 7 компаний. Статус ОФД имеют 19 компаний, а производителей кассовой техники – 51 компания. Упомянутые реестры контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей и операторов фискальных данных находятся в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы.

Если говорить о требованиях заказчиков, то на текущий момент ключевые факторы, определяющие современный выбор в онлайн-кассах, – это цена (соотношение цены и качества), функционал, практичность, наличие технической поддержки и сервисного обслуживания.
ПЛАС: Как в целом поставщики онлайн-касс, располагающие востребованными данными о потребительском поведении самых различных слоев населения, влияют на рынок Big Data? При этом многие эксперты отмечают, что сегодня ОФД формируют принципиально новый рынок данных – в какой мере справедливо это утверждение?
ОФД обладают очень большими возможностями для анализа покупательской способности и спроса клиента
Д. Кучаев: На текущий момент поставщики ОФД действительно обладают очень большими возможностями для анализа покупательской способности и спроса клиента. Теперь анализ можно проводить не на примере конкретной сети, а в целом по России, причем в режиме онлайн, не прибегая к услугам статистических центров.

Быстрая онлайн-аналитика позволяет бизнесу прогнозировать покупательский спрос, подстраиваться под клиента, видеть его проблемы и оперативно решать их. Поставщики ОФД формируют новый рынок данных, аналогов которому в России не было. Эти данные могут использовать как государство для решения своих управленческих задач, так и коммерческие структуры, включая, конечно же, банки.
ПЛАС: Как известно, одна из целей банков, которую они, как правило, не декларируют открыто, – возможность анализа потребительской активности своих клиентов-физлиц, свидетельствующие, что кредитные организации имеют дело с представителями групп риска (приобретение клиентами в аптеках конкретных лекарств, в магазинах – спиртного, сигарет, и т. д.). Результаты будут влиять в том числе на условия работы с клиентами-физлицами – кредиты, ипотека и многое другое. Что в этом плане может дать банку сотрудничество с поставщиком онлайн-касс и ОФД?

Д. Кучаев: На сегодняшний день объем и качество данных от поставщиков ОФД является мощным инструментом, но вопрос, как данный инструмент может быть использован банками, лично для меня остается открытым. Дело в том, что данные, которые предоставляет ОФД, являются обезличенными и несут скорее статистическую информацию. Скорее сам банк обладает большей адресной информацией о своих клиентах, при условии, что клиент проводит расходную операцию по платежной карте: сколько, на что и где он тратит деньги.
ПЛАС: В какой мере поставщики онлайн-касс начинают выступать полноценным партнерами банков на рынке эквайринга?

Д. Кучаев: Чутко реагируя на изменения рынка, поставщики онлайн-касс понимают необходимость и важность рынка эквайринга. Поэтому крупные игроки кассового рынка уже решили вопрос интеграции своего оборудования с POS-терминалами. Также банки пытаются удовлетворить потребность своих клиентов в онлайн-кассах, предоставляя пакетные предложения с гибкой ценовой политикой. У нашей компании есть ряд проектов, которые мы реализовали совместно с банками-партнерами, продолжаем наше сотрудничество с ними и открыты для новых предложений. Сегодня же прослеживается тенденция, что на рынок будут выходить устройства «2 в 1»: и POS-терминал, и касса.
Многие ведущие компании уже доверились «АТМ АЛЬЯНС» и успешно сотрудничают с нами
ПЛАС: Учитывая, что онлайн-касса сегодня превращается в устройство, решающее задачи в том числе и POS-терминала, как вы оцениваете поставщиков онлайн-касс в роли результативных игроков рынка платежных решений? Можно ли говорить о том, что они способны потеснить на нем традиционных вендоров POS-терминалов?

Д. Кучаев: Роль поставщиков онлайн-касс на рынке платежных решений с каждым годом все усиливается. Так как многие из поставщиков нацелены на выпуск коробочных интегрированных решений – онлайн-кассы и POS-терминала. Я уверен, что со временем подобные решения займут свою нишу в индустрии онлайн-касс и составят конкуренцию POS-терминалам. Эта тема очень сильно продвигается сегодня как производителями касс, так и вендорами POS-терминалов, которые пытаются найти оптимальные решения для клиента. На сегодня такие решения существуют, но у них есть определенные недостатки: высокая цена или оборудование не прошло сертификацию, либо мы имеем нестабильную техническую работу данного оборудования. Но у нас есть понимание, что это вопрос времени, и вскоре такое работающее решение появится на рынке.
ПЛАС: Как известно, с ростом конкуренции усиливается роль сервисной составляющей. Как решаются в вашей компании вопросы сервисной поддержки?

Д. Кучаев: Вопрос сервисной поддержки в «АТМ АЛЬЯНС» – одно из основных направлений нашего бизнеса. Инженерный состав нашей компании – более 600 специалистов высокого класса. Мы присутствуем во всех регионах России. Наши сервисные центры аккредитованы вендорами, и мы имеем компетенции от всех ведущих производителей онлайн-касс и POS-терминалов, в частности, являемся дистрибьютором компании Ingenico. Все это дает нам возможность оказывать квалифицированную сервисную поддержку в режиме 24/7. Многие ведущие компании уже доверились нам, и мы успешно сотрудничаем.
На текущий момент у ряда банков очень популярна модель сдачи онлайн-кассы в аренду
ПЛАС: От чего зависит окупаемость проекта внедрения банком онлайн-касс в предприятиях своих клиентов? Насколько, в частности, эффективна практикуемая сегодня схема предоставления онлайн-касс по модели аренды?

Д. Кучаев: На текущий момент у ряда банков очень популярна модель сдачи онлайн-кассы в аренду. Банки видят в ней источник заработка и активно привлекают клиентов к данному направлению.
Окупаемость же проекта зависит главным образом от стабильности российского рынка и – как результат – от платежеспособности клиента. На сегодня есть две бизнес-модели, предлагаемые банками: аренда с последующим выкупом либо просто аренда. Данная схема эффективна и актуальна для малого бизнеса, для которого аренда с небольшим ежемесячным платежом более привлекательна, чем разовая покупка.
ПЛАС: Ваши прогнозы и перспективы по развитию данного направления, включая влияние «третьей волны», ожидаемой в июле 2019 года на фоне вступления новых положений 54-ФЗ? Как будет меняться роль поставщиков онлайн-касс на рынке эквайринга?

Д. Кучаев: «Третья волна» 2019 года, по мнению аналитиков, ожидается более масштабной, чем первые две, так как значительная часть розничного бизнеса работает сейчас в качестве самозанятых – и далеко не всегда «вбелую». Возможно, некоторые предприниматели закроют бизнес, но по итогу мы получим более качественный продукт или услугу.

На этом фоне мы надеемся, что 2019 год будет результативным и у поставщиков онлайн-касс. Как я уже отмечал, они будут разрабатывать и продвигать стабильно работающие устройства «2 в 1»: и POS-терминал, и касса.
АТМ АЛЬЯНС
8 800 200 6232
Info@atm72.ru
Задать вопрос компании
13248