28.08.2023, 11:13
Количество просмотров 7041

Новая финансовая модель – необанки в Центральной Азии

Цифровая трансформация все активнее вторгается в финансовую сферу Центральной Азии. О том, как данная новация делает необанки лидерами рынка, рассказывает СЕО red_mad_robot Central Asia Агиис Конкабаева.
Новая финансовая модель – необанки в Центральной Азии

Данная тема звучит наиболее актуально в преддверии 4-го международного ПЛАС-Форума «Финтех без границ. Цифровая Евразия», который состоится 17–18 октября 2023 года в г. Алматы (Казахстан).

Для начала расскажем, каким образом необанки реализуют свои преимущества в сравнении с традиционными банками, какие необанки уже присутствуют на рынке Центральной Азии и как они влияют на традиционных игроков в индустрии.

Компания red_mad_robot Central Asia, цифровой партнер и эксперт в финтехе, самая быстрорастущая ИТ-компания в Центральной Азии по версии Central Asian Tech Awards 2023, провела анализ рынка Центральной Азии и делится инсайтами о необанках и финансовом секторе.

Подробнее о необанках

Необанки — финансовые организации с базовыми банковскими услугами, которые работают в формате виртуального банка без физических отделений.

Для взаимодействия с клиентом банк выпускает приложение. Достаточно иметь смартфон с интернетом, чтобы получить круглосуточный доступ к своим деньгам и услугам необанка. Клиенты оформляют ипотеки, берут кредиты, открывают вклады без посещения офиса. Это удобно. Именно это и сделало необанки популярным инструментом в финансовом секторе.

Чем еще необанки отличаются от традиционных банков? Традиционные банки также переходят в цифровую среду и создают приложения для своих продуктов. Но это не делает их необанками. Ключевое отличие между ними — в бизнес-модели. Традиционные банки стремятся предоставлять как можно больше финансовых услуг для физических и юридических лиц. А необанки ориентируются на целевую аудиторию и предлагают нестандартные возможности, которых нет в обычных банках.

684313,.jpg

Несколько слов о нестандартных возможностях необанков на примере мировых кейсов:

·      В Robinhood у клиентов есть доступ к бесплатному приложению для торговли акциями, опционами, криптовалютами и другими активами.

·      В швейцарском Neon bank — бесплатные межбанковские переводы и депозиты, размещённым в ценных бумагах. Деньги доступны в любое время, а с 2020 года работают переводы в WhatsApp.

·      Aspiration ориентируется на этику и благотворительность. В приложении этого американского банка клиент сам устанавливает размер комиссии, который считает справедливым. Можно поставить ноль, если считаешь, что транзакция должна пройти бесплатно.

·      Еще один необанк из США – Chime – не берет комиссии — ни за обслуживание, ни за овердрафт, ни за снятие наличных со счета. Этот банк не проверяет кредитоспособность клиента и не устанавливает минимальную сумму для оформления депозита.

Развитие цифрового банкинга

Необанки отличают низкие комиссии или полное их отсутствие. Чаще всего это не совсем банки, а скорее ИТ-компании. Их запускают на деньги инвесторов и в зависимости от размера инвестиций формируют тарифы для клиентов. Чем больше капитал, тем более выгодные тарифы.

Не все необанки получают банковскую лицензию, их задача — наладить сотрудничество с банками, чтобы легально предоставлять платежные услуги.

Необанк развивается, только если в стране или регионе работает концепция Open Banking. Она позволяет финансовым организациям обмениваться данными клиентов и банковской тайной. Такая концепция позволяет, например, создать приложение, где можно управлять картами из разных банков, где у клиента открыты счета. Например, компания Money Connect успешно реализовала эту идею.

Однако далеко не во всех странах существует законодательство, поддерживающее концепцию Open Banking. Это во многом ограничивает развитие необанков. Поэтому в таких странах активно развивается цифровой банкинг, который представляет собой внутреннюю экосистему крупного банка и функционально напоминает необанкинг. К примеру, Центральная Азия — регион, который быстрыми шагами идет в сторону открытого банкинга.

Ситуация в Центральной Азии

В Центральной Азии растут темпы внедрения финансовых инструментов. По данным Евразийского банка развития (ЕАБР), лидером в Центральной Азии по уровню финансового развития является Казахстан. По состоянию на 1 апреля 2022 года в Казахстане действовали 22 банка. Доля пяти крупнейших банков в активах банковского сектора составила 64,7%.

Финансовый рынок Казахстана стремительно развивается. Традиционный банкинг внедряет удаленное обслуживание и трансформируется в необанки. Нефинансовые компании, например, телеком, внедряют собственные финансовые инструменты. Государство активно стимулирует цифровизацию в регионах, запуская образовательные инициативы и развивает ИТ-хабы. Все это превращает казахстанский финтех в быстрорастущий рынок, привлекательный для иностранных компаний.

Важный драйвер внедрения финансовых инструментов — распространения интернета. Банки и финансовые компании получают больше клиентов там, где у населения больше возможностей для доступа к сети. Около 92% населения Казахстана уже имеют такую возможность. Это больше, чем в Европе (80%) и на американских континентах (60%).

При этом трафик идет не только из крупных городов, но даже из сел. Развитию сети в регионах помогла государственная программа «250+». Операторы открыли доступ к высокоскоростному мобильному интернету в населенных пунктах, где проживает как минимум 250 человек.

На этом фоне – очевиден прорыв в цифровизации банковских сервисов в Казахстане.

Правительство Республики уверенно двигается к тому, чтобы развивать финтех-рынок. В 2021 году заработала программа «Технологический рывок». Цель — глобальная цифровизация многих сфер жизни — от образования и сельского хозяйства до финансового сектора. Примеры — создание ИТ-школ, рост ИТ-экспорта, предоставление любых государственных услуг за 5 минут на смартфоне.

Сегодня в стране 20+ цифровых банков, 150+ финтех-компаний и 236 микрофинансовых организаций.

Финтех-тренды в Казахстане

Еще одно полезное для финтеха государственное решение — проникновение открытого банкинга, без которого необанки не могут существовать. В Казахстане за это отвечает концепция развития Open API и Open Banking. К 2025 году можно будет предоставлять доступ к данным своих клиентов третьим сторонам с согласия самих клиентов.

Поэтому можно сказать, что развитие открытого банкинга идет полным ходом. Некоторые компании используют концепцию для создания финансовых продуктов.

В связи с этим появление необанков — актуальная тема для Казахстана. Больше 40% населения проживает в регионах — селах, поселках, где нет банковских отделений. Зато благодаря программе «250+» есть интернет. Поэтому именно необанки могут обеспечить здесь решение многих финансовых вопросов для широких слоев населения.

На сегодняшний день главные необанки Казахстана:

·      Simply — электронный кошелек с быстрой регистрацией и удобной оплатой онлайн-платежей.

·      Tayyab — цифровая исламская карта. Удобная платежная система для мусульман — помимо финансовых услуг Tayyab можно быстро найти ближайшую мечеть или халал-кафе, рассчитать закят.

·      OGO — финансовый сервис от мобильного оператора Kcell, Jusan Bank и Masterсard. Можно открывать счет, выпускать карты, брать кредит, совершать онлайн-платежи.

Биометрия и удаленное обслуживание клиентов

В Республике Казахстан создают национальную платформу биометрической идентификации. К 2024 году цифровые платформы смогут использовать биометрические данные для предоставления финансовых и нефинансовых услуг. Это упростит процесс регистрации в финтех-сервисах — вместо подачи заявлений и предоставлении документов, достаточно в один клик подтвердить свою личность.

Некоторые компании также используют биометрию. Стартап Alaqan technologies внедрил оплаты с помощью ладони, а в Biometric развивают решения, которые позволяют распознавать и обрабатывать лица пользователей для их регистрации в разных информационных системах.

Более 15 млн операций в Казахстане ежедневно осуществляется через цифровой банкинг. 8 из 10 безналичных операций проходят онлайн (82,5%)

Развитие цифрового банкинга легче проследить на примере Евразийского банка. 80% всех заявок на кредиты банк получил онлайн — лишь пятая часть клиентов приходила для этого в отделения лично. 50% депозитов было открыто также онлайн.

Суперапп банка Kaspi позволяет получать документы прямо в своем приложении. В разделе «Цифровые документы» можно получить справки о пенсионных накоплениях, о выплатах пенсий и пособий, о социальных отчислениях.

Развитие сервисов для МСБ

В 2022 году доля МСБ (малого и среднего бизнеса) в ВВП Казахстана достигла 33,5%. Рынок растет, как и спрос на финансовые и нефинансовые сервисы для бизнеса. В Республике такие сервисы создают в том числе крупные банки.

Любой вопрос, связанный с бизнесом, решается в приложении — следует лишь выбрать банк, где подключены нужные решения.

Например, Halyk Bank и Jusan Bank предоставляют своим клиентам возможность сдавать налоговую отчетность по форме 910 — это форма для ТОО и ИП на «упрощенке».

51321 (3).jpg

Halyk Bank, Банк ЦентрКредит и Bereke Bank внедрили интеграцию своих сервисов с 1С.

В ForteBank добавили интеграцию с ОФД (операторами фискальных данных).

Kaspi Bank запустил сервис «Kaspi Касса». Формирует фискальные чеки после приема оплаты через Kaspi POS, POS-терминалы других банков и наличными, а информацию о них автоматически отправляет в налоговые органы.

Halyk Bank и ForteBank помогают проводить проверку контрагентов прямо в приложении.

Компания red_mad_robot Central Asia уже помогла двум крупным банкам Казахстана создать нефинансовые сервисы для предпринимателей.

Цифровизация в Узбекистане

По данным Евразийского банка развития (ЕАБР), Узбекистан — лидер по глубине проникновения банковского сектора в Центральной Азии (60,6%). Глубину измеряли как отношение активов банков к ВВП. Узбекистан лидирует из-за быстрого роста кредитования в последние годы. По словам экспертов, увеличению активов банковского сектора способствовал быстрый рост кредитования в стране в последние годы. Для сравнения – глубина банковского сектора в Казахстане составила 46,9% ВВП в 2021 году.

В 2022 году в Узбекистане действовали 33 банка. Из них — 12 государственных банков, на которые приходился 81% активов всей банковской сферы. Узбекистан с отрывом опережает Кыргызстан и Казахстан и имеет потенциал развития доступности финансовых услуг.

Важный драйвер внедрения финансовых инструментов — распространения интернета. По количеству доступа к сети населения Узбекистан отстает только от лидера по проникновению интернета — Казахстана.

Банковский сектор Узбекистана растет по показателям, но слишком сильно сконцентрирован в руках государства. У банков Узбекистана низкая финансовая инклюзивность — слабо развита система вовлечения в банковские продукты. При этом есть большой потенциал роста по развитию финансовых продуктов.

В стране были созданы три цифровых банка:

•           TBC Bank — первый цифровой банк в Узбекистане. За полтора года работы (2020-2021) банк привлек 1,7 млн клиентов.

•           Ravnaq-bank — первый банк в Узбекистане сделал возможным переводы на карты Visa по номеру телефона.

•           Uzum Bank (ранее – Apelsin) — ранее это была платежная система, а теперь цифровой банк.

Ни один узбекистанский банк не вошел в топ-3 по качеству клиентского опыта, а лидерами стали иностранный цифровой банк и платежные системы. В целом уровень цифровизации всех пользовательских сценариев в мобильных банках Узбекистана, по данным Markswebb, не превышает 50%.

Узбекистан пока не планирует развивать открытый банкинг, а платежные организации не могут свободно обмениваться сведениями, чтобы быстрее улучшать качество продуктов.

Пока digital-инфраструктура в Узбекистане не так развита, но к 2030 году ситуация должна улучшиться за счет программы Цифровой Узбекистан 2030. В частности, в стране уже запускают свой сервис управления API с целью развивать цифровую экосистему во всех регионах.

При этом набирает популярность электронных кошельков. На рынке республики функционируют платежные системы на основе банковских карт — Uzcard, Humo и United Fintech. Благодаря закону «О платежах и платежных системах» с 2020 года популярность набирают бесконтактные платежи. Системы мгновенных платежей стал еще одним важным достижением в области безналичных платежей в Узбекистане.

Но и оборот наличных в Узбекистане сохраняется на высоком уровне. Например, только за первый квартал 2023 года этот показатель вырос на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Многие узбекистанцы по-прежнему получают пособия и пенсии наличными, поскольку в части регионов до сих пор сохраняется проблема доступности банкоматов. Эта ниша — огромный потенциал для развития цифровизации.

Также Узбекистан можно считать удобной площадкой для запуска стартапов. Количество финансовых стартапов превысило 60. В стране появились цифровые банки и супераппы с большим количеством услуг. Растет доля владельцев банковских счетов — 44% от всего взрослого населения. Все это создает благоприятные условия для запуска новых компаний.

•           Среди развивающихся экосистем можно выделить две:

•           Humans Group — одноименный суперапп, который объединяет услуги оператора сотовой связи, финтех-сервис и витрину онлайн-платежей.

•           Uzum — запускает множество финансовых и нефинансовых продуктов: маркетплейс, сервис рассрочки, два банка. Аудитория на 2023 году — более 5 млн.

К 2025 году в Узбекистане завершится трансформация госуслуг в цифру — появится мобильная версия Единого портала интерактивных государственных услуг. Более 70% населения имеют доступ к интернету, а значит — смогут заказывать справки, получать документы и пользоваться другими функциями госуслуги без посещения физических отделений.

Уровни финансового развития Таджикистана и Кыргызстана близки. В 2021 году в Таджикистане действовали 14 банков, в Кыргызстане — 23 банка. В Туркменистане самый низкий уровень финансового развития среди остальных государств Центральной Азии. По состоянию на апрель 2022 года в стране действовали 9 банков, из них 4 — с государственным участием.

Новая финансовая модель

Необанки отличаются от традиционных банков финансовой моделью. У необанков нет физических отделений, они ориентируются на свою аудиторию, используют данные банков и предлагают своим клиентам нестандартные возможности — бесплатное обслуживание, выгодные ставки по кредитам, нефинансовые сервисы (продукты для МСБ или исламский банк).

Одновременно с этим, в Центральной Азии активно развивается финтех. На государственном уровне создается благоприятная среда для массового запуска необанков и финансовых инструментов — увеличивается проникновение интернета, запускаются инициативы по развитию Open API и Open Banking.

red_mad_robot Central Asia уже успешно реализовал несколько проектов для крупных банков Казахстана по созданию и развитию цифровых сервисов для юридических лиц.

В целом цифровизация банковской сферы, применение таких новаций, как необанки, биометрия и удаленное обслуживание клиентов – это очевидное будущее финансовой системы страны.   

Внимание! Предлагаем Вам принять участие в ПЛАС-Опросе на нашем Телеграм-канале: «Как вы оцениваете перспективы необанков в странах Центральной Азии?»

После ответа становятся доступны результаты текущего голосования!

Рубрика:
{}Open Banking
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ