Алексей Малиновский: Мультинаправленность – один из основных элементов стратегии Mastercard на ближайшие 10-15 лет
«Как одна из крупнейших технологических компаний в платежной индустрии, Mastercard во многом определяет глобальные тренды. Наша стратегия – расти, диверсифицировать и создавать. Обеспечивая рост того, чем мы занимались последние 50 лет, – кредитные, дебетовые, предоплаченные и коммерческие карты, мы постепенно поднимались все выше, на протяжении многих лет вытесняя наличные деньги из сферы расчетов.
Дальнейшее распространение безналичной экономики – это уже всем очевидный тренд. Об этом свидетельствуют и регулярно проводимые нами исследования, посвященные использованию карт россиянами. Например, в конце 2020 года 23% респондентов ответили, что готовы полностью отказаться от наличных, а 85% считают, что в ближайшем будущем безналичные платежи будут преобладать.
Возможным этот процесс становится и потому, что за последнее время появились новые технологии: электронные, карточные платежи, различные виды цифровых платежей. При этом мы видим в России, как и во многих других странах мира, еще один мощный тренд – цифровизацию, которая во многом помогает государствам, бизнесам, в том числе и банкам, продолжать развитие. Страны, в которых наибольший прогресс в цифровой сфере наблюдался и до коронакризиса, больше остальных выиграли от внедрения технологий.
В исследовании Mastercard, посвященном инсайтам восстановления экономики, отмечается, как интенсивно за 2020 год выросла онлайн-торговля. Так, в прошлом году совокупные траты на онлайн-покупки во всем мире составили 900 млрд долл. США. Иными словами, примерно каждый пятый доллар в сфере торговли покупатели тратили онлайн, в то время как в 2019 году – только каждый седьмой.
В России в период пандемии число онлайн-магазинов, в которых пользователи стали совершать покупки, увеличилось примерно на треть (29%), а доля электронной коммерции возросла с 5% до 14%. Если в 2019 году россияне в среднем совершали покупки на трех онлайн-маркетплейсах, то в 2020-м – уже на четырех.
Если говорить о цифровизации в банковской сфере в России, то в 2020 году стала особенно выражена тенденция перехода от привычного форм-фактора пластиковых карт к цифровым картам. Еще в мае прошлого года крупные банки отмечали, что на фоне самоизоляции вырос спрос на цифровые карты, и Mastercard активно их в этом поддерживает: например, в рамках нашей целевой программы Digital First («Цифра прежде всего»).
При выпуске диджитал-карты максимально сокращается время от заказа продукта до первой транзакции и доступа к программе лояльности: с 5 дней до 5 минут. Кроме того, в цифровом мире пользовательский опыт заметно меняется: держатели получают доступ к навигации по платежным картам через любое подключенное к интернету устройство. Физическая карта в данном случае считается вспомогательной.
В стратегии Mastercard на ближайшие 10–15 лет одним из основных элементов является мультинаправленность. Мы считаем, что являемся единственной в мире по-настоящему многопрофильной компанией, специализирующейся на платежных технологиях. Мы хотим предоставить нашим партнерам, будь то банки или ритейлеры, возможность создавать уникальный платежный опыт для их клиентов. Чем больше вариантов мы предоставим, тем лучше ритейлеры или банки смогут обслужить клиентов. И сейчас мы делаем акцент на бесконтактную технологию.
Бесконтактная технология, и даже больше – бесконтактная экономика – один из наиболее актуальных трендов на сегодняшний день. Бесконтактная экономика – широкое понятие, которое включает в себя не только оплату картой, смартфоном, гаджетами или покупки без похода в офлайновый магазин, но и все финансовые и иные технологии, которые подразумевают минимизацию физических прикосновений и контактов. К их числу относятся и покупки онлайн, и облачные сервисы, и автоматизированные торговые предприятия без продавцов, и «умные дома», и многие другие уже знакомые нам в реальности технологии. В нашей индустрии – это оплата умными устройствами, которых благодаря токенизации становится все больше.
В 2020 году мы проводили ряд исследований о том, как меняются платежные привычки пользователей в период пандемии. Мы выяснили, что для 70% россиян именно оплата в одно касание стала самым предпочтительным способом расчета за офлайн-покупки. Ведь именно в этой ситуации проявился новый смысл в той безопасности, которую обеспечивает именно эта технология. При этом россияне воспринимают и «умные» устройства как комфортный способ оплаты: три четверти опрошенных (74%) считают бесконтактную оплату гаджетами удобной.
С удовольствием хочу отметить, что именно Mastercard более 10 лет назад первой принесла в Россию бесконтактную технологию, затем мы также первыми представили оплату смартфонами и запустили платформу токенизации, с которой держатели карт Mastercard первыми в стране стали пользоваться и Apple Pay, и Samsung Pay и многими другими инструментами. На сегодня держатели карт Mastercard в России могут выбирать уже из 12 pay-сервисов: с Mastercard россиянам доступны: Samsung Pay, Apple Pay, Google Pay, Garmin Pay, SwatchPAY!, Кошелёк Pay, Alioth Pay, Rosan Pay, Tele2 Платёж, SberPay, ISBC Pay и оплата фитнес-браслетом Mi Band 4 NFC.
Я остановился только на ключевых моментах и тенденциях, но важно отметить, что Mastercard развивает свой бизнес в том числе с учетом таких мощных мировых трендов, как разработки в области 5G, дальнейшее распространение биометрии, использование Big Data и искусственного интеллекта. Кроме того, мы активно вовлечены и в глобальный тренд по защите экологии нашей планеты и формированию осознанного ответственного потребления. Так, например, сегодня Mastercard работает над тем, чтобы к 2050 году стать компанией с нулевым выбросом СО2».
Алексей Малиновский, старший вице-президент, глава Mastercard в РоссииАлексей Малиновский отвечает за развитие электронных платежей на одном из крупнейших европейских рынков с быстрорастущей безналичной экономикой и платежной индустрией. Он также играет ключевую роль в поддержании тесного сотрудничества с федеральным правительством и регулирующими органами в России.
Алексей присоединился к Mastercard в 2010 году в качестве директора по взаимодействию с органами государственной власти в регионе быстроразвивающихся европейских рынков. Он отвечал за формирование публичной политики и отношения с государственными структурами и центральными банками в странах региона.
В 2019 и 2020 году Алексей Малиновский возглавил рейтинг «Топ-250 высших руководителей» по версии Ассоциации менеджеров и ИД «Коммерсантъ».
По материалам PLUSworld.ru